Статьи за последние 2 года
   
Институциональный проект глобального климатического регулирования / Курбатова М. В. // Экон. наука соврем. России/ ВИНИТИ РАН.— 2024 № 2.— C. 38-52.— русский; рез.: английский
 
Источник: 
 - Выпуск сериального издания ( 1 )
 
Автор: 
 - Персоналия ( 1 )
Постоянная ссылка (СИД2) J2235336167
Название Институциональный проект глобального климатического регулирования
Автор Курбатова М. В.
Источник Экономическая наука современной России/ Всероссийский институт научной и технической информации РАН
Страницы/Объём 38-52
Сокращ. назв. источника Экон. наука соврем. России/ ВИНИТИ РАН
Год 2024
Номер 2
Адрес в Интернет http://elibrary.ru/item.asp?id=68510597
Постоянная ссылка (СИД) J22353361
Ключевые слова (авторские) группа особых интересов%институциональный проект%интернализация внешних эффектов%климатические изменения%климатическое регулирование%коллективные действия%низкоуглеродная экономика
Место хранения Удаленный доступ. Эл. регистр. НЭБ
Дата регистрации в ВИНИТИ 01.08.2024
Язык текста русский
Язык резюме английский
Аннотация Актуальность исследования обусловлена тем, что климатическая повестка начинает оказывать значительное влияние на экономическую политику разных стран. В статье определено, что сложившееся глобальное климатическое регулирование можно рассматривать не только как согласованный проект формирования новых институтов, но и как конкуренцию отдельных проектов, один из которых занимает место глобального. Целью данной работы является характеристика институционального проекта климатического регулирования как результата коллективного выбора принятия и реализации мер интернализации глобальных внешних эффектов изменения климата. Проведен институциональный анализ выбора основных направлений и инструментов климатического регулирования, выделены критерии этого отбора. Показано, что в процессе согласования интересов выбор определяется соотношением политико-экономических позиций групп интересов различных игроков (международных организаций, отдельных стран, корпораций и банков, их ассоциаций), а на первый план выходят интересы повышения конкурентоспособности и укрепления контроля и власти в современной экономике. В результате место глобального проекта климатического регулирования занимает проект низкоуглеродной экономики, ядром которого является энергопереход, предполагающий замену ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии. Он поддерживается нарративами приближающейся катастрофы, "чистого нуля" (net-zero) и "гонки за нулем" (race to zero campaign). Основными его бенефициарами являются развитые страны как разработчики и поставщики соответствующих технологических и управленческих решений. Свою долю выгод получает финансовый сектор. Находит воплощение формула М. Олсона "эксплуатации большинства меньшинством". Показано, что "распределительные коалиции", получая дополнительные ресурсы, готовы и дальше инвестировать их в коллективные действия для продвижения низкоуглеродной экономики. Сделан вывод о том, что выход глобального климатического регулирования из ловушки "гонки за нулем" предполагает разработку разными странами и группами стран суверенных климатических политик, ориентированных не на следование конкретным рекомендациям низкоуглеродного развития, а на собственное социально-экономическое развитие с учетом сокращения влияния на климатическую систему
Тематический раздел Экономика промышленности