Постоянная ссылка (СИД2) |
J2081669013 |
Название |
Методологический подход к количественному оцениванию риска, обусловленного столкновением воздушных судов с птицами |
Автор |
Гузий А. Г. |
Автор |
Костина А. П. |
Источник |
Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) |
Страницы/Объём |
12-24 |
Сокращ. назв. источника |
Науч. вестн. МГТУ ГА |
Год |
2022 |
Том |
25 |
Номер |
5 |
Адрес в Интернет |
http://elibrary.ru/item.asp?id=49612666 |
Постоянная ссылка (СИД) |
J20816690 |
Ключевые слова (авторские) |
авиационное событие%вероятность столкновения%воздушное судно%инцидент%количественное оценивание риска%риск%столкновение с птицами%условная вероятность авиационного |
Дата регистрации в ВИНИТИ |
02.11.2022 |
Место хранения |
Удаленный доступ. Эл. регистр. НЭБ |
Язык текста |
русский |
Аннотация |
Начиная с 2011 года в мире, а с 2014 года в России выявлена тенденция устойчивого роста количества авиационных событий, обусловленных столкновением гражданских воздушных судов с птицами. Представлены результаты анализа орнитологической опасности в коммерческой авиации России и предложен методологический подход к количественному оцениванию риска, обусловленного столкновением воздушных судов с птицами. Описан процесс количественного оценивания уровня риска, обусловленного столкновением с птицами, реализованный в рамках Системы управления безопасностью полетов авиакомпании "ЮТэйр" по итогам 2021 года. Оцениванием вероятности охвачены авиационные события всех возможных степеней тяжести: авиационный инцидент, серьезный инцидент, авария, катастрофа. В полученных эмпирическим путем формулах косвенного оценивания вероятности авиационных происшествий использована условная вероятность авиационных событий большей тяжести, если имели место события меньшей тяжести, в соответствии с соотношениями в ранее полученной пирамиде рисков коммерческой авиации России. Решение проблемы количественного оценивания уровня риска способствует повышению достоверности оценки за счет перехода с трехуровневого ранжирования риска ("приемлемый", "допустимый", "недопустимый") к 25-уровневому ранжированию и позволяет: оценивать эффективность корректирующих действий, направленных на снижение риска, сравнением количественно оцененного уровня остаточного риска с первоначальным; оптимизировать управление риском по критерию эффективности корректирующих действий по критерию "приращение уровня риска/стоимость"; заблаговременно выявлять аэродромы повышенного риска и планировать внеплановые проверки орнитологического обеспечения аэродромов; разрабатывать и реализовывать упреждающие корректирующие мероприятия по совершенствованию орнитологического обеспечения на аэродромах повышенного риска; периодически актуализировать рекомендации летному персоналу при столкновении с птицами и при угрозе столкновения (отдельно на этапах взлета и посадки). Предложенный методологический подход обеспечивает функционирование контура управления риском в системе управления безопасностью полетов любого эксплуатанта воздушных судов при выполнении ежемесячного анализа риска, обусловленного сезонными и региональными проявлениями орнитологического фактора опасности в России |
Тематический раздел |
Транспорт |
Издательский номер в РЖ |
23.01-06Б.32 |
Шифр ГРНТИ |
73.37.17 |
Ключевые слова |
летные происшествия; аэропорты, орнитологическая опасность, столкновение воздушных судов с птицами, вероятность |
|