Аннотация |
Актуальность исследования обусловлена тем, что климатическая повестка начинает оказывать значительное влияние на экономическую политику разных стран. В статье определено, что сложившееся глобальное климатическое регулирование можно рассматривать не только как согласованный проект формирования новых институтов, но и как конкуренцию отдельных проектов, один из которых занимает место глобального. Целью данной работы является характеристика институционального проекта климатического регулирования как результата коллективного выбора принятия и реализации мер интернализации глобальных внешних эффектов изменения климата. Проведен институциональный анализ выбора основных направлений и инструментов климатического регулирования, выделены критерии этого отбора. Показано, что в процессе согласования интересов выбор определяется соотношением политико-экономических позиций групп интересов различных игроков (международных организаций, отдельных стран, корпораций и банков, их ассоциаций), а на первый план выходят интересы повышения конкурентоспособности и укрепления контроля и власти в современной экономике. В результате место глобального проекта климатического регулирования занимает проект низкоуглеродной экономики, ядром которого является энергопереход, предполагающий замену ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии. Он поддерживается нарративами приближающейся катастрофы, "чистого нуля" (net-zero) и "гонки за нулем" (race to zero campaign). Основными его бенефициарами являются развитые страны как разработчики и поставщики соответствующих технологических и управленческих решений. Свою долю выгод получает финансовый сектор. Находит воплощение формула М. Олсона "эксплуатации большинства меньшинством". Показано, что "распределительные коалиции", получая дополнительные ресурсы, готовы и дальше инвестировать их в коллективные действия для продвижения низкоуглеродной экономики. Сделан вывод о том, что выход глобального климатического регулирования из ловушки "гонки за нулем" предполагает разработку разными странами и группами стран суверенных климатических политик, ориентированных не на следование конкретным рекомендациям низкоуглеродного развития, а на собственное социально-экономическое развитие с учетом сокращения влияния на климатическую систему |