Статьи за последние 2 года
   
Имитационное моделирование процесса реализации риска аварии при проведении вскрышных работ на угольном разрезе / Ковалев М. А., Москвичев В. В. // Безопас. техног. и природ. систем. Электрон. ж.— 2023 т. 7 № 4.— C. 40-54.— русский; рез.: английский
 
Источник: 
 - Выпуск сериального издания ( 1 )
 
Автор: 
 - Персоналии ( 2 )
Постоянная ссылка (СИД2) J2237860750
Название Имитационное моделирование процесса реализации риска аварии при проведении вскрышных работ на угольном разрезе
Автор Ковалев М. А.
Автор Москвичев В. В.
Источник Безопасность техногенных и природных систем. Электронный журнал
Страницы/Объём 40-54
Сокращ. назв. источника Безопас. техног. и природ. систем. Электрон. ж.
Год 2023
Том 7
Номер 4
Адрес в Интернет http://elibrary.ru/item.asp?id=54980751
Постоянная ссылка (СИД) J22378607
Ключевые слова (авторские) агентное моделирование вскрышного забоя%имитационное моделирование%система "человек - машина - среда"%событийный анализ риска на угольном разрезе
Место хранения Удаленный доступ. Эл. регистр. НЭБ
Дата регистрации в ВИНИТИ 13.08.2024
Язык текста русский
Язык резюме английский
Аннотация Введение. Необходимость повышения уровня комплексной безопасности, снижения показателей аварийности и травматизма, минимизации риска отказов, аварий и катастроф предопределяют актуальность исследований взаимосвязи элементов системы "человек - машина - среда" ("Ч-М-С") при проведении открытых горных работ. Одним из наиболее эффективных механизмов исследования функциональных характеристик системы "Ч-М-С" угольного разреза является проведение имитационного моделирования с целью выявления проблемных ситуаций, являющихся триггерами аварий с катастрофическими последствиями и травмированием персонала. Имитационное моделирование технологического процесса предполагает конструирование модели реальной системы и постановку вычислительных экспериментов для описания поведения системы и оценки различных стратегий, обеспечивающих ее функционирование. Целью данного исследования является адаптация технологий имитационного моделирования для решения проблемы комплексной безопасности при проведении открытых горных работ. В рамках исследования поставлена задача определения элементов, вносящих наибольший вклад в реализацию рисков в системе "Ч-М-С" при проведении вскрышных работ на угольном разрезе. В качестве моделируемых подсистем выступают "человек", "машина", "среда", "погодные условия". Материалы и методы. Процесс вскрышных работ рассмотрен в методологии ARIS eEPC (extended Event Driven Process Chain) как бизнес-процесс, связывающий совокупность подпроцессов и/или бизнес-операций. Для построения имитационной модели в программной среде AnyLogic бизнес-процесс вскрышных работ в нотации ARIS eEPC описан графом, представляющим структуру, состоящую из объектов и связей между ними. Данный подход позволяет структурировать последовательность событий и операций и определить альтернативные исходы, возникающие в процессе выполнения вскрышных работ. Результаты исследования. В рамках исследования разработан метод трансляции формальной модели бизнес-процесса вскрышных работ в нотации ARIS eEPC в комбинированную имитационную модель AnyLogic. На основе разработанного метода проведена серия машинных экспериментов, определены элементы, оказывающие влияние на реализацию риска аварий в системе "Ч-М-С" угольного разреза. Обсуждение и заключение. Технологии имитационного моделирования впервые в отечественной практике исследований системы "Ч-М-С" получили приложение для анализа показателей комплексной безопасности при проведении открытых горных работ. По результатам имитационного эксперимента установлено, что основное влияние на снижение надежности подсистемы "машина" оказывает человеческий фактор, который в совокупности с психофизиологическими свойствами человека усиливает развитие эффекта домино при реализации рисков различных типов. Представленные результаты и опытная апробация технологии имитационного моделирования могут иметь расширенное использование при анализе безопасности сложных технических систем с учетом влияния человеческого и техногенного факторов
Тематический раздел Геология
Тематический раздел Транспорт