Постоянная ссылка (СИД2) |
J2137829878 |
Название |
Оценка остаточного ресурса рабочих колес гидротурбин с эксплуатационной дефектностью |
Автор |
Анискович Е. В. |
Автор |
Москвичев В. В. |
Автор |
Черняев А. П. |
Источник |
Заводская лаборатория. Диагностика материалов |
Страницы/Объём |
62-75 |
Сокращ. назв. источника |
Завод. лаб. Диагност. матер. |
Год |
2023 |
Том |
89 |
Номер |
6 |
Адрес в Интернет |
http://elibrary.ru/item.asp?id=54011540 |
Постоянная ссылка (СИД) |
J21378298 |
Ключевые слова (авторские) |
коррозионно-усталостные трещины%методы остаточного ресурса%остаточный ресурс на стадии возникновения и развития трещин%рабочие колеса гидроагрегатов%статистические данные эксплуатационной дефектности%статическая и динамическая механика |
Место хранения |
Удаленный доступ. Эл. регистр. НЭБ |
Дата регистрации в ВИНИТИ |
21.06.2023 |
Язык текста |
русский |
Аннотация |
Описаны основные проблемы эксплуатации гидротурбин, связанные с технологической дефектностью и исчерпанием нормативного ресурса. Сформулированы требования к прогнозированию остаточного ресурса (ОР) рабочих колес (РК) по результатам выполненных обследований и анализа технического состояния, а также - к исходным данным для оценки остаточного ресурса. Приведена авторская классификация применяемых подходов и методик к оценке остаточного ресурса. Установлены основные повреждающие факторы, влияющие на остаточный ресурс рабочих колес, - деформационное старение металла, кавитационные, коррозионные и усталостные повреждения элементов. По результатам проведенного анализа представлены наиболее характерные дефекты РК, которые разделены на три группы - зоны кавитационной эрозии; трещины коррозионно-усталостного происхождения; дефекты сварных швов. Особое внимание уделено выявленным в результате дефектоскопического контроля коррозионно-усталостным трещинам. Показаны механизм образования таких трещин, их наиболее вероятное расположение в зонах РК, приведены статистические данные о количестве трещин с начала эксплуатации и на момент остановочных ремонтов. По статистическим данным определены основные статистические параметры выборки и параметры распределений размеров трещин, в том числе - законы распределения. Для параметра длины трещин установлен экспоненциальный закон распределения, для ширины раскрытия трещин - логнормальный. Выявленные трещины - разнонаправленные, расположены в поверхностном, подповерхностном или внутреннем слое металла, возникают из эксплуатационных дефектов (язв, кратеров, подрезов или отслоений) и растут во время эксплуатации агрегатов турбины. Представлены также расчетные схемы элементов с трещинами, использованные для количественных оценок ресурсов по критериям механики разрушения. Выполнены расчеты на статическую и динамическую трещиностойкость, результаты приведены в виде зависимости коэффициентов интенсивности напряжений от размеров трещин. Определены уровни суммарных накопленных повреждений РК, значений остаточного ресурса на стадиях возникновения и развития трещин для 11 гидроагрегатов в циклах "пуск-останов" и "рабочий". Основной вывод заключается в том, что общий уровень наработки рабочих колес гидротурбины существенно превышает нормативно установленные сроки эксплуатации, при этом остаточный ресурс оказывается недостаточным для дальнейшего периода длительной эксплуатации |
Тематический раздел |
Машиностроение |
Издательский номер в РЖ |
23.11-49.97 |
Издательский номер в РЖ |
23.12-66.205 |
Шифр ГРНТИ |
55.37.31 |
Шифр ГРНТИ |
81.33.09 |
Ключевые слова |
гидравлические турбины; рабочие колеса, коррозионно-усталостные трещины, остаточный ресурс |
Ключевые слова |
турбины, гидротурбины, рабочие колеса, ресурс, коррозия, оценка, дефекты |
|