Статьи за последние 2 года
   
Оценка остаточного ресурса рабочих колес гидротурбин с эксплуатационной дефектностью / Анискович Е. В., Москвичев В. В., Черняев А. П. // Завод. лаб. Диагност. матер.— 2023 т. 89 № 6.— C. 62-75.— русский
 
Источник: 
 - Выпуск сериального издания ( 1 )
 
Автор: 
 - Персоналии ( 3 )
Постоянная ссылка (СИД2) J2137829878
Название Оценка остаточного ресурса рабочих колес гидротурбин с эксплуатационной дефектностью
Автор Анискович Е. В.
Автор Москвичев В. В.
Автор Черняев А. П.
Источник Заводская лаборатория. Диагностика материалов
Страницы/Объём 62-75
Сокращ. назв. источника Завод. лаб. Диагност. матер.
Год 2023
Том 89
Номер 6
Адрес в Интернет http://elibrary.ru/item.asp?id=54011540
Постоянная ссылка (СИД) J21378298
Ключевые слова (авторские) коррозионно-усталостные трещины%методы остаточного ресурса%остаточный ресурс на стадии возникновения и развития трещин%рабочие колеса гидроагрегатов%статистические данные эксплуатационной дефектности%статическая и динамическая механика
Место хранения Удаленный доступ. Эл. регистр. НЭБ
Дата регистрации в ВИНИТИ 21.06.2023
Язык текста русский
Аннотация Описаны основные проблемы эксплуатации гидротурбин, связанные с технологической дефектностью и исчерпанием нормативного ресурса. Сформулированы требования к прогнозированию остаточного ресурса (ОР) рабочих колес (РК) по результатам выполненных обследований и анализа технического состояния, а также - к исходным данным для оценки остаточного ресурса. Приведена авторская классификация применяемых подходов и методик к оценке остаточного ресурса. Установлены основные повреждающие факторы, влияющие на остаточный ресурс рабочих колес, - деформационное старение металла, кавитационные, коррозионные и усталостные повреждения элементов. По результатам проведенного анализа представлены наиболее характерные дефекты РК, которые разделены на три группы - зоны кавитационной эрозии; трещины коррозионно-усталостного происхождения; дефекты сварных швов. Особое внимание уделено выявленным в результате дефектоскопического контроля коррозионно-усталостным трещинам. Показаны механизм образования таких трещин, их наиболее вероятное расположение в зонах РК, приведены статистические данные о количестве трещин с начала эксплуатации и на момент остановочных ремонтов. По статистическим данным определены основные статистические параметры выборки и параметры распределений размеров трещин, в том числе - законы распределения. Для параметра длины трещин установлен экспоненциальный закон распределения, для ширины раскрытия трещин - логнормальный. Выявленные трещины - разнонаправленные, расположены в поверхностном, подповерхностном или внутреннем слое металла, возникают из эксплуатационных дефектов (язв, кратеров, подрезов или отслоений) и растут во время эксплуатации агрегатов турбины. Представлены также расчетные схемы элементов с трещинами, использованные для количественных оценок ресурсов по критериям механики разрушения. Выполнены расчеты на статическую и динамическую трещиностойкость, результаты приведены в виде зависимости коэффициентов интенсивности напряжений от размеров трещин. Определены уровни суммарных накопленных повреждений РК, значений остаточного ресурса на стадиях возникновения и развития трещин для 11 гидроагрегатов в циклах "пуск-останов" и "рабочий". Основной вывод заключается в том, что общий уровень наработки рабочих колес гидротурбины существенно превышает нормативно установленные сроки эксплуатации, при этом остаточный ресурс оказывается недостаточным для дальнейшего периода длительной эксплуатации
Тематический раздел Машиностроение
Издательский номер в РЖ 23.11-49.97
Издательский номер в РЖ 23.12-66.205
Шифр ГРНТИ 55.37.31
Шифр ГРНТИ 81.33.09
Ключевые слова гидравлические турбины; рабочие колеса, коррозионно-усталостные трещины, остаточный ресурс
Ключевые слова турбины, гидротурбины, рабочие колеса, ресурс, коррозия, оценка, дефекты