Статьи за последние 2 года
   
Исследование влияния макрогеометрии трущихся стальных тел при их точечном контакте на трибологические характеристики смазочных сред при граничной смазке / Буяновский И. А., Хрущов М. М., Самусенко В. Д., Стрельникова С. С., Щербаков Ю. И. // Завод. лаб. Диагност. матер.— 2024 т. 90 № 3.— C. 70-77.— русский; рез.: английский
 
Источник: 
 - Выпуск сериального издания ( 1 )
 
Автор: 
 - Персоналии ( 5 )
Постоянная ссылка (СИД2) J2204945X9X
Название Исследование влияния макрогеометрии трущихся стальных тел при их точечном контакте на трибологические характеристики смазочных сред при граничной смазке
Автор Буяновский И. А.
Автор Хрущов М. М.
Автор Самусенко В. Д.
Автор Стрельникова С. С.
Автор Щербаков Ю. И.
Источник Заводская лаборатория. Диагностика материалов
Страницы/Объём 70-77
Сокращ. назв. источника Завод. лаб. Диагност. матер.
Год 2024
Том 90
Номер 3
Адрес в Интернет http://elibrary.ru/item.asp?id=63671752
Постоянная ссылка (СИД) J2204945X
Ключевые слова (авторские) антифрикционные свойства%граничная смазка%максимальные контактные напряжения%модельные смазочные композиции%модифицированные оправки%противоизносные свойства%точечный контакт%четырехшариковая машина
Дата регистрации в ВИНИТИ 25.03.2024
Место хранения Удаленный доступ. Эл. регистр. НЭБ
Язык текста русский
Язык резюме английский
Аннотация Исследовано влияние формы контактирующих неконформных элементов узлов трения, образующих при соприкосновении начальный точечный контакт, на трибологические характеристики смазочных сред при трении в режиме граничной смазки. Точечный контакт трущихся тел реализуют на четырехшариковых машинах трения при испытаниях трибологических характеристик смазочных материалов в соответствии с ГОСТ 9490-75 и ГОСТ 23.221-84. Такие испытания проводят при трении стандартных подшипниковых шариков, что не позволяет учитывать влияние материалов трущихся тел на результаты эксперимента. В этой связи были разработаны две альтернативные конструкции оправок, позволяющие реализовать схемы трения "вращающийся шар, зажатый в шпинделе машины, - три торца роликов" и "вращающийся шар - боковые поверхности трех цилиндрических роликов". Для обеих схем трения нагрузки на узел трения, как и на параллельно испытываемую оправку, в которой установлены три шарика, выбраны одинаковыми - 108 Н, частота вращения шпинделя - 1 мин-1, продолжительность испытаний - 60 мин. Диаметр всех используемых шариков - 12,7 мм, диаметр роликов - 8 и 5 мм, материал образцов - сталь ШХ-15 или ее аналог - 100Cr6. Конструкции всех трех оправок и размеры соответствующих образцов подобраны таким образом, чтобы во всех случаях контакты исследуемых образцов с изнашивающим шариком лежали на окружности диаметром 7,32 мм. Испытания проводили при отсутствии смазочного материала, при трении в среде полиаль-фаолефинового масла ПАО-4, а также в среде того же масла с присадками олеиновой кислоты и ДФ-11 (раствора диалкилдитиофосфата цинка в маловязком масле). Установлено, что решающее влияние на результаты испытаний (на значения коэффициентов трения и площадей износа) оказывает состав смазочной среды, в то время как геометрия трущихся тел, а также максимальные герцевские напряжения при трибологическом контакте влияют на антифрикционные и противоизносные свойства масел в существенно меньшей степени
Тематический раздел Механика
Издательский номер в РЖ 24.09-16Е.122
Шифр ГРНТИ 30.51.41
Ключевые слова трение при смазке, износ, сталь, точечный контакт; эксперименты