Постоянная ссылка (СИД2) |
J2204945X9X |
Название |
Исследование влияния макрогеометрии трущихся стальных тел при их точечном контакте на трибологические характеристики смазочных сред при граничной смазке |
Автор |
Буяновский И. А. |
Автор |
Хрущов М. М. |
Автор |
Самусенко В. Д. |
Автор |
Стрельникова С. С. |
Автор |
Щербаков Ю. И. |
Источник |
Заводская лаборатория. Диагностика материалов |
Страницы/Объём |
70-77 |
Сокращ. назв. источника |
Завод. лаб. Диагност. матер. |
Год |
2024 |
Том |
90 |
Номер |
3 |
Адрес в Интернет |
http://elibrary.ru/item.asp?id=63671752 |
Постоянная ссылка (СИД) |
J2204945X |
Ключевые слова (авторские) |
антифрикционные свойства%граничная смазка%максимальные контактные напряжения%модельные смазочные композиции%модифицированные оправки%противоизносные свойства%точечный контакт%четырехшариковая машина |
Дата регистрации в ВИНИТИ |
25.03.2024 |
Место хранения |
Удаленный доступ. Эл. регистр. НЭБ |
Язык текста |
русский |
Язык резюме |
английский |
Аннотация |
Исследовано влияние формы контактирующих неконформных элементов узлов трения, образующих при соприкосновении начальный точечный контакт, на трибологические характеристики смазочных сред при трении в режиме граничной смазки. Точечный контакт трущихся тел реализуют на четырехшариковых машинах трения при испытаниях трибологических характеристик смазочных материалов в соответствии с ГОСТ 9490-75 и ГОСТ 23.221-84. Такие испытания проводят при трении стандартных подшипниковых шариков, что не позволяет учитывать влияние материалов трущихся тел на результаты эксперимента. В этой связи были разработаны две альтернативные конструкции оправок, позволяющие реализовать схемы трения "вращающийся шар, зажатый в шпинделе машины, - три торца роликов" и "вращающийся шар - боковые поверхности трех цилиндрических роликов". Для обеих схем трения нагрузки на узел трения, как и на параллельно испытываемую оправку, в которой установлены три шарика, выбраны одинаковыми - 108 Н, частота вращения шпинделя - 1 мин-1, продолжительность испытаний - 60 мин. Диаметр всех используемых шариков - 12,7 мм, диаметр роликов - 8 и 5 мм, материал образцов - сталь ШХ-15 или ее аналог - 100Cr6. Конструкции всех трех оправок и размеры соответствующих образцов подобраны таким образом, чтобы во всех случаях контакты исследуемых образцов с изнашивающим шариком лежали на окружности диаметром 7,32 мм. Испытания проводили при отсутствии смазочного материала, при трении в среде полиаль-фаолефинового масла ПАО-4, а также в среде того же масла с присадками олеиновой кислоты и ДФ-11 (раствора диалкилдитиофосфата цинка в маловязком масле). Установлено, что решающее влияние на результаты испытаний (на значения коэффициентов трения и площадей износа) оказывает состав смазочной среды, в то время как геометрия трущихся тел, а также максимальные герцевские напряжения при трибологическом контакте влияют на антифрикционные и противоизносные свойства масел в существенно меньшей степени |
Тематический раздел |
Механика |
Издательский номер в РЖ |
24.09-16Е.122 |
Шифр ГРНТИ |
30.51.41 |
Ключевые слова |
трение при смазке, износ, сталь, точечный контакт; эксперименты |
|