Аннотация |
Цель: анализ современных представлений об эффективности систем менеджмента качества в медицинских учреждениях с учетом степени достоверности полученных результатов и соответствия исследований критериям доказательной медицины. Материал и методы: были отобраны и проанализированы исследования, посвященные безопасности медицинской деятельности, а также системам менеджмента качества, по материалам библиотечного фонда Марийского государственного университета и поисковым электронным базам данных. Было найдено 727 источников, из них авторы отобрали 121 в зависимости от ключевых слов; после анализа отобранных публикаций в данное исследование были включены 46 источников. Результаты: качество медицинской помощи можно трактовать, как часть внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В свою очередь, внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности может рассматриваться как "упрощенная модель" системы менеджмента качества. Правильно составленный, актуальный и применимый чек-лист является отличным инструментом для процесса проведения аудитов. Качество проведения аудитов, построение программ проверок, корректное заполнение чек-листов зависит от уровня подготовки и компетентности аудитора. Интеграция бережливого производства в действующую систему управления качеством может увеличить затраты на "содержание" этих систем, но в перспективе экономический эффект будет более очевиден за счет постоянного улучшения качества, снижения издержек и роста зрелости организации. Система менеджмента качества может рассматриваться как инструмент повышения эффективности управления процессами медицинской организации: основными, вспомогательными, управленческими. В этом случае система менеджмента качества становится своеобразной надстройкой над классической системой управления, основанной на иерархических принципах. Заключение: система менеджмента качества представляет собой сложную организационную модель функционирования медицинской организации, которая позволяет определять и улучшать процессы, выявлять несоответствия и устранять их за счет повышения "прозрачности" и "понятности" процессов |