Выпуски сериальных изданий |
Научно-техническая информация (НТИ). сер. 2. Информационные процессы и системы/ Всероссийский институт научной и технической информации РАН. 2024 № 2 |
|
Сокращ. название |
НТИ. сер. 2. Инф. процессы и системы/ ВИНИТИ РАН |
Постоянная ссылка (СИД) |
J21825162 |
Название |
Научно-техническая информация (НТИ). сер. 2. Информационные процессы и системы/ Всероссийский институт научной и технической информации РАН |
Год |
2024 |
Номер |
2 |
Обозн. материала носителя |
электронное издание online |
Канал поступления |
Удаленный доступ. Эл. регистрация |
Место хранения |
Удаленный доступ. Эл. регистрация |
Постоянная ссылка (КСИ) |
1817 |
Адрес полного текста в открытом доступе |
|
Дата регистрации в ВИНИТИ |
26.12.2023 |
|
Статьи за последние 2 года |
Тематическое моделирование корпуса текстов отзывов для извлечения аспектов оценки изменений / Бабина О. И. // НТИ. сер. 2. Инф. процессы и системы/ ВИНИТИ РАН.— 2024 № 2.— C. 21-36.— русский; рез.: английский |
|
Постоянная ссылка (СИД2) |
J2182516220 |
Название |
Тематическое моделирование корпуса текстов отзывов для извлечения аспектов оценки изменений |
Автор |
Бабина О. И. |
Источник |
Научно-техническая информация (НТИ). сер. 2. Информационные процессы и системы/ Всероссийский институт научной и технической информации РАН |
Страницы/Объём |
21-36 |
Сокращ. назв. источника |
НТИ. сер. 2. Инф. процессы и системы/ ВИНИТИ РАН |
Год |
2024 |
Номер |
2 |
DOI |
10.36535/0548-0027-2024-02-3 |
Адрес в Интернет |
http://elibrary.ru/item.asp?id=63134418 |
Постоянная ссылка (СИД) |
J21825162 |
Ключевые слова (авторские) |
аспекты мнений%интеллектуальный анализ мнений%корпус текстов%отзыв%оценка%тематическое моделирование%услуги авиакомпаний |
Место хранения |
Удаленный доступ. Эл. регистрация |
Дата регистрации в ВИНИТИ |
26.12.2023 |
Язык текста |
русский |
Язык резюме |
английский |
Аннотация |
Рассматривается способ извлечения из текстов аспектов мнений - параметров объекта, на основании оценки которых складывается представление об объекте в целом. Для выделения классов лексики c семантикой, соответствующей параметрам, по которым проводится оценка, предлагается использовать инструментарий тематического моделирования. Решение такой задачи основано на изучении потенциала применения модели тематического моделирования BERTopic. Для моделирования, с учетом специфики способов лексической манифестации аспектов оценки объекта при выражении мнений, предлагается осуществить предобработку набора текстовых данных (удаление стоп-слов, приведение к нижнему регистру, лемматизация), выделить из корпуса именные, глагольные и адъективные однои многокомпонентные группы и выполнить тематическое моделирование на корпусе текстов, включающем предложения, которые представляются векторами в пространстве признаков, выраженных извлеченными из корпуса словами и словосочетаниями. Исследование выполняется на материале специального русскоязычного корпуса текстов отзывов на услуги авиакомпаний, собранного с веб-сайтов. Экспериментальная работа, включающая предобработку корпуса, настройку модели BERTopic на материале специального корпуса и оценку состава полученного тематического распределения, показала, что автоматическое распределение тем с точностью 0,955 и полнотой 0,875 отражает концептуальную структуру предметной области, определенную для задач анализа мнений в текстах, и это подтверждает возможность использования модели тематического моделирования BERTopic для решения задачи извлечения аспектов оценки из мнений |
Тематический раздел |
Информатика |
Издательский номер в РЖ |
24.07-59.48 |
Шифр ГРНТИ |
20.01.07 |
Ключевые слова |
моделирование, тематическое моделирование, интеллектуальный анализ мнений, отзывы на услуги авиакомпаний |
|
Технический писатель как коммуникационная специальность: редакторская трактовка профессиограммы / Иншакова Н. Г., Панкеев И. А. // НТИ. сер. 2. Инф. процессы и системы/ ВИНИТИ РАН.— 2024 № 2.— C. 37-42.— русский; рез.: английский |
|
Постоянная ссылка (СИД2) |
J2182516239 |
Название |
Технический писатель как коммуникационная специальность: редакторская трактовка профессиограммы |
Автор |
Иншакова Н. Г. |
Автор |
Панкеев И. А. |
Источник |
Научно-техническая информация (НТИ). сер. 2. Информационные процессы и системы/ Всероссийский институт научной и технической информации РАН |
Страницы/Объём |
37-42 |
Сокращ. назв. источника |
НТИ. сер. 2. Инф. процессы и системы/ ВИНИТИ РАН |
Год |
2024 |
Номер |
2 |
DOI |
10.36535/0548-0027-2024-02-4 |
Адрес в Интернет |
http://elibrary.ru/item.asp?id=63134458 |
Постоянная ссылка (СИД) |
J21825162 |
Ключевые слова (авторские) |
повышение квалификации%полипрофессионализм%профессиональный стандарт%райтер%редакторское образование%технический писатель%трансфессия |
Место хранения |
Удаленный доступ. Эл. регистрация |
Дата регистрации в ВИНИТИ |
26.12.2023 |
Язык текста |
русский |
Язык резюме |
английский |
Аннотация |
Рассмотрена тенденция формирования многофункциональных профессий. Обозначена важность и актуальность введения профессии "автор технической документации" в информационно-коммуникационную среду. Дана характеристика основных положений профессионального стандарта "Технический писатель". Предложены возможные направления профессиональной подготовки по направлению "техническое писательство" |
Тематический раздел |
Информатика |
Издательский номер в РЖ |
24.05-74.152 |
Шифр ГРНТИ |
19.51.61 |
Ключевые слова |
повышение квалификации, профессиональный стандарт, "Технический писатель", "автор технической документации" |
|
Соответствие между иерархическими классификаторами знаний / Калачихин П. А. // НТИ. сер. 2. Инф. процессы и системы/ ВИНИТИ РАН.— 2024 № 2.— C. 1-8.— русский; рез.: английский |
|
Постоянная ссылка (СИД2) |
J2182516212 |
Название |
Соответствие между иерархическими классификаторами знаний |
Автор |
Калачихин П. А. |
Источник |
Научно-техническая информация (НТИ). сер. 2. Информационные процессы и системы/ Всероссийский институт научной и технической информации РАН |
Страницы/Объём |
1-8 |
Сокращ. назв. источника |
НТИ. сер. 2. Инф. процессы и системы/ ВИНИТИ РАН |
Год |
2024 |
Номер |
2 |
DOI |
10.36535/0548-0027-2024-02-1 |
Адрес в Интернет |
http://elibrary.ru/item.asp?id=63134388 |
Постоянная ссылка (СИД) |
J21825162 |
Ключевые слова (авторские) |
граф%единая сеть связей классификаций%знания%классификатор%машинное обучение%научно-техническая информация%рубрика |
Место хранения |
Удаленный доступ. Эл. регистрация |
Дата регистрации в ВИНИТИ |
26.12.2023 |
Язык текста |
русский |
Язык резюме |
английский |
Аннотация |
Описаны иерархический, дескрипторный и фасетный способы построения классификаторов знаний, а также классификация знаний при помощи фолксномий. Приведены математические модели для формализации перечисленных способов построения классификаторов. Дана общая характеристика классификаторов РИНЦ, ГРНТИ, УДК. Проанализирован китайский опыт классификации научных публикаций и американский опыт классификации патентных документов. Указана альтернативная возможность классификации научных публикаций при помощи кластеризации по библиометрическим индикаторам и по ключевым словам. Выполнен обзор основных методов и средств сопоставления классификаторов знаний с использованием квалификаторов и экспертных компетенций. Предложен новый подход к сопоставлению классификаторов знаний, основанный на приведении классификаторов к ориентированным деревьям и построении гомоморфизмов между этими графами |
Тематический раздел |
Информатика |
Издательский номер в РЖ |
24.07-59.55 |
Шифр ГРНТИ |
20.01.07 |
Ключевые слова |
классифицирование, классификаторы, ключевые слова, машинное обучение, сопоставление классификаторов знаний |
|
Цифровые двойники и базовый цифровой профиль обучающегося / Пителинский К. В., Бритвина В. В., Александрова А. В. // НТИ. сер. 2. Инф. процессы и системы/ ВИНИТИ РАН.— 2024 № 2.— C. 9-20.— русский; рез.: английский |
|
Постоянная ссылка (СИД2) |
J2182516247 |
Название |
Цифровые двойники и базовый цифровой профиль обучающегося |
Автор |
Пителинский К. В. |
Автор |
Бритвина В. В. |
Автор |
Александрова А. В. |
Источник |
Научно-техническая информация (НТИ). сер. 2. Информационные процессы и системы/ Всероссийский институт научной и технической информации РАН |
Страницы/Объём |
9-20 |
Сокращ. назв. источника |
НТИ. сер. 2. Инф. процессы и системы/ ВИНИТИ РАН |
Год |
2024 |
Номер |
2 |
DOI |
10.36535/0548-0027-2024-02-2 |
Адрес в Интернет |
http://elibrary.ru/item.asp?id=63134394 |
Постоянная ссылка (СИД) |
J21825162 |
Ключевые слова (авторские) |
индивидуальная траектория обучения%информационные процессы%информационные ресурсы%критерии оценки%личностный рост%управление вузом%цифровой двойник%цифровой профиль обучающегося |
Место хранения |
Удаленный доступ. Эл. регистрация |
Дата регистрации в ВИНИТИ |
26.12.2023 |
Язык текста |
русский |
Язык резюме |
английский |
Аннотация |
Выявлены тенденции внедрения цифровых двойников (ЦД) объектов реального мира для эффективного и безопасного управления сложными социотехническими системами и процессами. Обсуждаются их состав и занимаемая ими доля рынка ИТ-технологий. Рассматриваются особенности формирования ЦД на аппаратнопрограммных платформах от наиболее известных компаний ИТ-индустрии. Предлагается использовать технологии ЦД при создании условий для качественного и мобильного образовательного процесса, учитывающего индивидуальные траектории личностного роста обучающихся. Представлена концепция цифрового профиля обучающегося (ЦПО), удобная для получения быстрой количественной оценки личностных умений и навыков, что удобно при его выходе на рынок труда. В образовательной среде ЦПО может использоваться для анализа академических достижений, поведения и потребностей обучающихся. Предлагаются критерии формирования ЦПО как многомерной количественной оценки. На примере курса "Информационные технологии в науке и образовании" построена критериальная сверточная оценка усвоения пройденного материала, характеризующая достижения конкретного обучающегося, допускающая применение методов и средств интеллектуального анализа данных. Создание и применение ЦД и базовых ЦПО - важный шаг в развитии новой парадигмы образования, с помощью которой можно существенно улучшить качество обучения и дать каждому участнику образовательного процесса индивидуальную поддержку и помощь в достижении его уникальных жизненных целей |
Тематический раздел |
Информатика |
Издательский номер в РЖ |
24.07-59.82 |
Шифр ГРНТИ |
20.01.45 |
Ключевые слова |
подготовка кадров, обучение, мобильный образовательный процесс, цифровой профиль обучающегося, индивидуальная траектория обучения |
|